Творческий импульс

Юго-Западный государственный университет

Твиттер

Facebook

Facebook Image

УЧИМСЯ УПРАВЛЯТЬ!

23 марта в Юго-Западном государственном университет состоялась IV Межвузовская олимпиада «Актуальные проблемы управления социально-экономическим развитием в условиях кризиса». В олимпиаде принимали участие 10 команд из разных университетов: ЮЗГУ (Курск), КГУ (Курск), НИУ «БелГУ» (Белгород), Сумского Государственного университета (Сумы, Украина). По традиции открывали мероприятие приветственным словом организаторы: декан экономического факультета Екатерина Владимировна Харченко и начальник Управления международных связей и маркетинга Евгений Кузьмич Зубарев.

Олимпиада — игра в три этапа. Сначала участники должны были представиться. «Представление команд… Ну и что здесь интересного?» — скажете вы. А интересного было много! Не просто названия с девизом и речёвкой, студенты подошли к этому заданию очень оригинально, пытаясь показать все свои творческие способности. И попытка эта удалась! Песни, костюмы, театральные постановки, стихи и замечательные видеоролики — вот что было представлено на суд жюри и гостей.

После знакомства со всеми участниками эстафету принял конкурс капитанов: игра «Директор». Лидеры команд играли роль предпринимателей, и в зависимости от экономической ситуации должны были принимать решение по управлению предприятием, чтобы как можно дольше продержаться на рынке. Несмотря на сложность заданий, ребята справлялись с ними «на ура», предлагая оригинальные идеи и новые пути решения экономических проблем в условиях кризиса.

Третий этап олимпиады — домашнее задание. Команды должны были представить проекты своих исследований. Будущие специалисты затронули актуальные темы современности: перспективы трудоустройства, безработицу, газификацию Курской и Белгородской областей, фальсификацию товаров, «Baby-Boom», а также проблемы экологии и сохранения исторических традиций и облика родного города. В своих проектах участники представляли вниманию зрителей системное обобщение теоретических данных, проводили глубокий анализ статистики, выдвигали предложения в решении поднятых ими проблем.

Все команды очень старались, и перед судьями стоял нелегкий выбор. Вот как распределились призовые места: 1-е разделили три команды — «SMART» (СумГУ), «Мушкетеры» (ЮЗГУ), «Город ветров» (ЮЗГУ); 2-е место распределили между «FLASH» (НИУ «БелГУ») и «Охотниками за кризисом» (ЮЗГУ); 3-е плучили «ОМОН» (ЮЗГУ) и «ГОСТы из будущего» (ЮЗГУ).

По словам Екатерины Владимировны, олимпиада прошла успешно: «Цель мероприятия — выявление компетенций и креативного потенциала студентов, который они накопили в процессе обучения. И, как следствие, происходит рост качества полученных знаний участников, рост конкурентноспособности, ведь в процессе подготовки студенты осваивают навыки коммуникации, принятия экономических решений, инновационные методы и, конечно же, это дает возможность им творчески раскрыться. Проведение такого рода олимпиады способствует объединению научных школ и повышению академической активности и, кроме того, благоприятно сказывается на престиже нашего университета: мы заключили договор с Сумским государственным университетом о стажировке украинских студентов в ЮЗГУ и студентов нашего вуза в Украине».

Не только организаторы, но и участники остались довольны проведенным мероприятием: «Когда мы получили приглашение принять участие в олимпиаде, мы с радостью согласились. Ведь это так замечательно! Мы познакомились с интересными людьми, с Курском, приобрели новые знания, и, конечно же, будем рады приехать сюда снова!» («SMART», Сумский государственный университет); «Мы с удовольствием принимали участие в этом мероприятии: здесь у нас была возможность обмениваться знаниями со студентами других городов, посмотреть проекты участников представить свои исследования» («FLASH», НИУ «БелГУ»).

 Евгения КИСЕЛЕВА

«В архитектуре главное – образ»

Евгения Ольшанская:«В архитектуре главноеобраз»

Евгения Николаевна Ольшанская преподаёт рисунок, живопись и скульптуру студентам архитектурного факультета. Мы побеседовали с ней о специфике предметов и о том, как студенты с ними справляются.

— Я преподаю эти дисциплины на всех курсах, начиная с первого до третьего. Специальность «архитектура» открылась не так давно, выпуска ещё не было. Набор каждый год осуществляем успешно, набираем способных, талантливых ребят. Стараемся привить нашим студентам творческий подход к профессии и жизни, потому что рисунок, живопись и скульптура — это дисциплины позволяющие поменять свое мировоззрение, свой взгляд на вещи. Эти специальности призваны развить у студента творческое мышление. Если они как-то однобоко смотрели на какие-то жизненные события, на природу, то после наших занятий у них немножко меняется взгляд. Даже восприятие тех же самых цветов и предметов переосмысливается. У нас есть летняя пленэрная практика. Студенты выходят в город и пишут работы на открытом воздухе. Есть и ознакомительные практики, когда ребята выезжают в область и знакомятся с памятниками архитектуры. Обучаясь рисунку и живописи, они учатся видеть именно красоту предмета, мира, жизни.

— Как это поможет им в профессии?

— Профессия архитектора — творческая в отличие от многих остальных. Архитектор — главный строитель, главный художник, он создаёт образы. Если посмотреть работы современных архитекторов, которые внесли  значительный вклад в историю, таких, например, как Фрэнк Гэри или Норман Фостер (очень известные, признанные мировым сообществом архитекторы), то мы увидим, что у них очень интересные, своеобразные здания и по форме и по образу. Но, чтобы так работать, нужно в себе развить вот эти творческие навыки ведения творческой работы, создания образов. На парах рисунка и живописи наши студенты учатся этому. Сейчас проходят занятия по живописи у второго курса. Мы стараемся давать такие творческие задания, где нужно создать тот или иной образ или настроение, задействовав свою фантазию, воображение. Сейчас задание: придумать натюрморт и отобразить в нём какое-либо настроение, лиричное, торжественное или драматическое. Используя все знания, полученные навыки, они учатся создавать образы. Естественно, это всё переходит в дальнейшем и на создание каких-то архитектурных проектов. При помощи цвета, используя форму, пространство, они создают свою оригинальную, ни на что не похожую конструкцию.

— А есть ли у ребят какие-то идеи по преображению нашего города?

— Я думаю, что есть. По крайней мере, у них к третьему курсу уже формируется свой взгляд на архитектуру. Они у нас очень коммуникабельные, активные люди. Многие участвуют в выставках. Мы уже подали заявки на участие во Всероссийском конкурсе «Архиперспектива» (студенческий конкурс и выставка работ в Екатеринбурге). Можно отметить таких ребят, как: Аня Борзых, Вика Дурнева, Дима Силютин. Они представили на конкурс очень интересные полуабстрактные работы, со своей философской идеей.

— Понятно, что это не основной их профиль — живопись, рисунок, но тем не менее, инициатива есть? Они сами занимаются в свободное время? Приносят, показывают что-нибудь?

— Знаете, приносят многие. У нас был набран третий курс без творческого экзамена. Принимали людей без какой-либо начальной художественной подготовки. И вот они ходят на занятия с удовольствием, приносят дополнительно свои какие-то зарисовки, поиски, советуются. Когда нам позволял наш аудиторный фонд, мы работали дополнительно. Они приходили, просили позаниматься в свободное время, писали натюрморты. Вот сейчас у них «окно» — они пришли на живопись, хотя у них живопись только через пару.

— Как приходят просмотры? Так же как в обычных вузах, где есть специальность «изобразительное искусство?

— Да, конечно. У нас есть итоговые и семестровые просмотры. По итогам семестра мы выставляем все работы, текущие просмотры — после каждого задания. Проставляем оценки, обсуждаем результаты. В ряду очень хорошо заметно, у кого какие ошибки, особенно если натура «живая». Можно сравнить «похожа — не похожа», у кого глаз куда-то «уехал», что выше, что ниже. Все прекрасно видно. Все обсуждаем, они высказываются, если чем-то недовольны, почему что-то не получилось. Я всегда стараюсь вести со студентами открытый диалог.

Мы каждую осень выезжаем со всеми курсами на выставку зодчества в Москву, на выставку Черноземья в Воронеж. Есть выставки архитектурных проектов, очень интересные с художественной точки зрения выставки творческих работ школьников. На некоторых выставках эскизы гораздо интереснее, чем законченные проекты серьёзных зрелых архитекторов. Они люди сознательные, сами узнают, что и где проходит, и мы идём смотреть.

— Евгения Николаевна, расскажите немножко о себе. Чем вы занимаетесь помимо преподавания в университете? Архитектурными проектами? Рисунком и живописью?

— Я занимаюсь рисунком и живописью, окончила художественно-графический факультет по специальности изобразительное искусство. Активно участвую в выставочной деятельности, осенью в нашем городе прошли две мои выставки.

— Что больше нравится:  акварель или масло?

Это зависит от характера: кто-то больше склонен к акварели, кто-то — к масляной живописи. Мне больше нравится  масло, гуашь, пастозные техники.

— Ваши любимые жанры и темы?

— Мне интересны: портрет, натюрморт и декоративно-прикладное искусство. Сейчас пользуется огромной популярностью техника «фелтинг» (войлоковаляние). У меня есть несколько работ, в том числе мягкие игрушки. В Москве проходила выставка «Российская неделя искусств», международный конкурс живописи, где я выставляла свои натюрморты, серию «Цветы». В декабре у меня была персональная выставка в курском Доме знаний, там были представлены портреты, натюрморты, декоративное искусство, графика. Зимой участвовала в Берлинской выставке в текстильном конкурсе, представляла две работы из шерсти. Сейчас опять планирую поучаствовать в Российской неделе искусств с живописными работами.    

 Ирина БАБРОВСКАЯ




Студенты из Поднебесной

В октябре 2011 года на кафедру иностранных языков ЮЗГУ прибыла группа студентов-стажёров из китайского Университета иностранных языков города Чан-Чунь, провинции Цзи-Линь.

Для китайских студентов это первая стажировка в России. Все они учатся на третьем курсе факультета русского языка и литературы. Приехали совершенствовать свои разговорные навыки в подлинной языковой среде. Об акклиматизации говорят, что перенесли очень легко, так как университет находится на севере страны и климат там во многом похож на наш.

«В Китае мы изучали русский язык каждый день. Старательно читали, учились писать, говорить по-русски — рассказывает Лена. Надо сказать, что все студенты в этой группе отзываются на русские имена, которые сами выбрали: Серёжа (Ли Гэнь), Лена (Ли Синьнин), Маша (Гао Ивэнь) и Саша (Чжоу Лу). На вопрос о том сильно ли разнятся учебные процессы в Китае и России, улыбаясь, отвечают: «если честно, то китайские студенты намного старательней, чем русские. У нас пары начинаются в семь утра и продолжаются до восьми вечера, пять дней в неделю. Но многие ребята, в том числе и наши друзья, учатся даже в выходные — занимаются самообразованием в библиотеке, в лабораториях. Ведь после университета все хотят найти достойную работу, а китайский работодатель очень привередлив. Сложно устроиться ещё и потому, что на рынке труда действует очень жесткая конкуренция. У компаний большой выбор кадров, и если старательно не заниматься, найти хорошую работу очень трудно».

Почти все ребята, приехавшие на стажировку в ЮЗГУ, после окончания обучения хотят заниматься преподавательской деятельностью либо переводами. Но для того, чтобы получить квалификацию переводчика, нужно поступить в аспирантуру. Профессия преподавателя в Китае очень популярна и хорошо оплачиваема. Многие хотели бы остаться в своем вузе преподавателем, что тоже достаточно не просто.

Валентина Хмелевская, старший преподаватель кафедры иностранных языков ЮЗГУ, рассказывает о том, где они с группой успели побывать: посетили фестиваль православной культуры, послушали пение курских казаков, были на выставке вышивки и японских кукол. «За пять месяцев, проведенных в нашем городе, мы показали им театр, цирк, отметили рождество в Лингвистическом центре Дома знаний и даже выступили там с песней о китайском языке. Встречали с новыми русскими друзьями старый новый год, жарили шашлыки, ели блины, ребята угощали своими традиционными китайскими пельменями, вместе ходили на каток».

Кроме Валентины Александровны с этой стажёрской группой работают: Наталья Рейнгарт — доцент, кандидат философских наук, Ольга Александровна Андреева — доцент, кандидат философских наук, и Оксана Александровна Занина — старший преподаватель английского языка.

«Работу ведём поаспектно, охватывая фонетику, грамматику, страноведение, чтение и письмо по программе факультета иностранных языков. Разумеется, изучаем различные стили речи, — рассказывает Наталья Викторовна — это первая группа стажеров-китайцев, хотя подобный опыт со студентами других стран у кафедры уже есть.

Не смотря на то, что у них хорошая языковая база, определённые сложности всё равно есть. Самое сложное для них — восприятие на слух неподготовленной речи. Когда говорит преподаватель — медленно, простыми предложениями — это одно. Когда в общежитии по-русски они говорят с арабами, мьянмнцами — то это уже совершенно другой «русский» язык, в магазине, на улице — это уже третий вариант. В результате, занятия мы начинаем с того, что разбираем понятия услышанного — можно ли услышанное употреблять в повседневной жизни и при каких обстоятельствах.

О возможности продолжения подобной практики между двумя вузами можно будет говорить после того, как студенты вернутся на родину и руководство их вуза оценит качество полученных знаний, то есть результаты нашей работы. Но наш университет делает все возможное для того, чтобы студенты приезжали, получали важные знания о русском языке и культуре.

Так же, как и студенты, преподаватели в процессе общения открывают для себя новые тонкости китайской жизни, повседневного быта: ритуал чайной традиции, национальную кухню, страноведческие, символьные особенности. Очень интересно, что при наличии европейского календаря, они помнят свои традиции летоисчисления по лунному циклу. Так, например, если вы у человека спросите, когда он родился — вам никто точного ничего не скажет. Будет такое длительное предисловие, после которого вам, скорее всего, просто назовут день недели или ту или иную лунную фазу. Опять же, совершенно особенное значение имеют имена.

Как лингвистам преподавательскому составу все это очень интересно, говорят, что появилось желание глубже изучить культуру, язык. Совершенно по-новому переосмыслили они для себя всем известного китайского дракона. Для Китая дракон — это не просто символ страны, хранитель земель. Считается, что каждая провинция это как какая-то часть его огромного древнего тела, а все современные китайцы — его потомки и находятся под его защитой.

А нашим читателям ребята пообещали многое рассказать о своей стране, так что в следующих выпусках читайте о культуре и традициях Поднебесной «из первых уст».

 Ирина БАБРОВСКАЯ

�рЮR��0kp_k�К «Олимп». Там похуже акустика, зал явно не рассчитан под рок концерт. В том году был отбор, и коллективов было много. В плане групп, участников больше, но был отбор. В этом году отбора не было, нужно было просто подать заявку от вуза. Но так как информация о конкурсе появилась на сайте очень поздно, то многие просто опоздали.

 

Александр: В этом году многие группы остались недовольны судьями, тем как они высказывались об участниках. Но нам показалось, что все было достаточно честно. Многие остались недовольны, тем, что им не дали никаких наград.

— У любой выступающей группы есть репетиционная база. Где вы репетируете?

Денис: Приходится репетировать на платных точках. Их в городе мало, и туда трудно пробиться. И, опять же, достаточно дорого. Так что репетиций получается не так много.

Александр: К сожалению, у нас в вузе для рок-групп базы никакой вообще нет. В прошлом году мы пытались здесь репетировать, выделили нам ударную установку совсем разбитую, играть на ней практически не возможно. Микрофон пришлось подключать в гитарный комбик. В этот же комбик пришлось включать и гитару и клавиши. А когда все идёт из одного динамика, то звук получается просто отвратительный.

— Расскажите, как пишите свои песни?

Александр: Я пишу все гитарные партии и вокал, Денис — клавишные и барабаны.

Денис: Иногда я берусь и за бас. Леша пишет текст, я аранжирую. Вот за это в итоге и получили наше лауреатство.

 

Вы можете больше узнать о группе GULFSTREAM в сообществе
http://vk.com/thegulfstream

Знаменские чтения в ЮЗГУ

13 марта в ЮЗГУ в рамках VIII Всероссийских Знаменских чтений состоялась научно-образовательная конференция «Православные ценности: пути сохранения и укрепления в условиях модернизации России». Напомним, что Всероссийские научно-образовательные Знаменские чтения — это научно-богословский образовательный форум, действующий в регионах Центрального Черноземья. Организаторы конференции — кафедра истории и социально-культурного сервиса ЮЗГУ.

На протяжении пяти дней, с 12 по 16 марта, в чтениях принимали участие известные ученые и священнослужители, преподаватели вузов города, студенты и школьные учителя, семинаристы, прихожане местных приходов, люди с активной жизненной позицией.

Почётным гостем конференции стал известный проповедник, писатель, протоиерей Артемий Владимиров, преподаватель Курской духовной семинарии, кандидат богословских наук, священник Роман Кацап, рассказавший об отношении православия к Олимпийским играм и спорту, и преподаватель Курской духовной семинарии Алексей Фисенко.

Мы побеседовали о традиции принимать чтения в ЮЗГУ с Натальей Леонидовной Авиловой, заведующей кафедрой истории и социально-культурного сервиса, профессором, доктором исторических наук: «Это очень важное мероприятие, и замечательно, что мы имеем возможность пообщаться с интересными людьми. Такие встречи позволяют выстроить конструктивный диалог между обычным человеком и церковью. Это важно для тех, кого волнуют проблемы развития и укрепления православной культуры в современном мире. Это шанс для двух сторон быть услышанными и понятыми. ЮЗГУ принимает Знаменские чтения в шестой раз. Наши студенты активно участвуют в работе форума, интересуются заявленными темами и готовят доклады».

Встреча продолжалась на протяжении четырёх часов, в ходе которых говорили о роли православия в русской культуре, о сути религии, которая на протяжении множества веков позволяла различным людям, живущим на огромных территориях, идентифицировать себя как единую нацию, даже в самые тяжёлые и смутные времена.

Среди выступлений молодых исследователей из ЮЗГУ можно выделить Татьяну Неделько, аспирантку кафедры ИСКС, с докладом о роли православной церкви в борьбе за трезвость, Ирину Чубарову, студентку пятого курса экономического факультета, рассказавшую о путях формирования церковной грамотности среди молодёжи, и Оксану Никутину, студентку факультета государственного управления и международных отношений, которая представила доклад «Проблемы духовно-нравственного состояния и демографическая ситуация в России».

 Ирина БАБРОВСКАЯ

ART-CYCLE: велосипеды

Велосипед — это не только средство передвижения или спортивный объект, для многих он близкий друг, с которым связана часть жизни. Возможность выразить всю любовь и страсть к велосипедам у жителей Курска появилась благодаря новому проекту спортивно-туристического клуба «Велокурск» — выставка «ART-CYCLE». Она состоялась 10 марта в здании бывшего кинотеатра «Буратино».

У участников была возможность не просто показать свои работы, но и продать их на аукционе, а гости, пользуясь моментом, катались на «велосипедной карете» и гоняли на велостендах (голдспринт): два велостанка были подключены к интерактивной игрушечной трассе с автомобилями, скорость которых зависела от скорости разгона велосипеда.

Номинаций на выставке было несколько: фото, коллаж (живопись, графика), инсталляции, мелкие поделки и видео. Инсталляции — это арт-объекты, поделки, сделанные из деталей велосипедов, а также скульптуры, повторяющие формы «маленького железного коня», в общем, любую необычную вещь на этой выставке смело можно было назвать инсталляцией.

Студент ЮЗГУ Дмитрий Кустов подготовил букет ромашек из велосипедных деталей. «Цветок, именно сама ромашка, сделана из задних звездочек, а сердцевина из бумаги. Ваза — из звездочек, которые одеваются на спицы. Стебель каждого цветка — спица. Зато название оригинальное: «Велосипедные ромашки», — дополнил Дима.

О том, как родилась идея проведения такого мероприятия, рассказала Екатерина Ребежа — курский модельер, которая представляла одного из спонсоров выставки.

— Тренер по велотриалу — Юрий Лысенко давно собирает коллекцию маленьких велосипедов, он задумался — не показать ли их народу?! Отсюда и выросла идея массового мероприятия, цель которого привлечь внимание к спорту с художественной точки зрения и раскрыть творческий потенциал наших коллег — велосипедистов. Мы подумали: возможно, что и у других любителей велоспорта есть свои коллекции, не нужно их прятать! Каждый участник добавил сюда что-то свое: кто-то корицы, перца, соли, да и про ложку дегтя не забыли, — шутит Екатерина. Я тоже внесла свою лепту: создала арт-объект «Велокрылья», который говорит о том, что ездить на велосипеде для меня, словно парить над землей.

Я спросила у Юрия: «Откуда у него столько моделей велосипедов?».

— «Это подарки от друзей, что-то покупалось в разных городах страны, в которых мы были на соревнованиях. С каждым связаны воспоминания. Выставку готовили две недели — это очень маленький срок, не все желающие успели доделать свои работы, всего 19 участников и тридцать работ, среди которых много интересных. У нас есть видео из других городов: Тамбова, Ханты-Мансийска, — добавил Юрий.

Организаторы, в числе которых наш студент факультета информатики и вычислительной техники Дмитрий Гавриленко, планируют проводить выставку ежегодно, в межсезонье, чтобы ребята знали и заранее готовили проекты.

Победителями стали: в номинации «Фото» — Валерия Андреева (работа «Велорадость»), «Живопись» — Сергей Баженов («Стокгольм»), «Инсталляция» — Вера Лысенко («Велоколлекция»), «Поделка» — Елена Паньшина («Велосон»), «Видео» — Андрей Шикунов (город Тамбов, «Dirt-контест в Энгельсе»), а обладательницей Гран-при стала София Емельянова (работа «Триальная хохлома»).

Юлия Апанасенко



Новости

Опубликовано в 11/05/2012, 12:55 автор Irina
uchimsya-upravlyat23 марта в Юго-Западном государственном университет состоялась IV Межвузовская олимпиада «Актуальные проблемы управления социально-экономическим развитием...
27100
Опубликовано в 11/05/2012, 12:44 автор Irina
v-arkhitekture-glavnoeobrazЕвгения Ольшанская:«В архитектуре главное – образ» Евгения Николаевна Ольшанская преподаёт рисунок, живопись и скульптуру студентам архитектурного...
29570
Опубликовано в 11/05/2012, 12:42 автор Irina
znamenskie-chteniya-v-yuzgu13 марта в ЮЗГУ в рамках VIII Всероссийских Знаменских чтений состоялась научно-образовательная конференция «Православные ценности: пути сохранения...
29420

Прислать материал

Если вы хотите прислать нам статью, рассказ, стих, рисунок, то можете это сделать прямо сейчас.